5 июня 2025 года истек срок действия так называемого «торгового безвиза» с ЕС — режима отмены пошлин и квот, который действовал с 2022 года и позволял украинскому бизнесу экспортировать без дополнительных барьеров. Это изменение существенно повлияет на агросектор, логистическую отрасль и экономику в целом.
Для металлургии льготы продлили еще на год, но большинство украинских товаров — в частности агропродукция, которая составляет более половины экспорта — снова подпадают под квоты и пошлины. По оценкам рынка, украинские экспортеры могут потерять около 3–3,5 млрд евро валютной выручки. Негативное влияние на ВВП составит около 1%, сообщает Минэкономики.
Последствия для логистики тоже будут ощутимыми. Сокращение агроэкспорта ударит по автоперевозкам, ведь около 12% грузовиков, пересекающих границу с Польшей, везут агропродукцию. Потеря этого потока приведет к росту конкуренции за грузы, увеличению пустых пробегов и повышению ставок на импортные перевозки на 5–10%.
Больше всего пострадают рефрижераторные перевозки — мясо птицы, молочные продукты, ягоды. Тысячи грузовиков ежемесячно могут остаться без работы.
«Отмена торгового безвиза — серьезный вызов для экспортеров, логистики и экономики в целом. Но это также стимул для развития: поиска новых рынков, модернизации логистики, укрепления внутреннего рынка. Украинская логистика всегда первой ощущает последствия изменений в торговле — и именно она станет индикатором эффективности новой торговой политики с ЕС», — отмечает Александр Кирилюк, операционный директор группы логистических компаний ZAMMLER.
Подробнее читайте в колонке Александра Кирилюка по ссылке.