Поделиться
06-04-2017

Визит специалистов Всемирного банка в Украину: в «поле зрения» – логистика

С 28 по 31 марта в Украине с официальным визитом находилась группа специалистов Всемирного банка. В рамках проекта «Определение приоритетов для коридоров автомобильных дорог», проводимой командой Всемирного банка, состоялся ряд встреч главного консультанта г-на Петера Крауша и профессора г-на Лаури Ояла с представителями автомобильной отрасли Украины.

Локальным консультантом Всемирного банка и координатором транспортных проектов Всемирного банка в Украине выступает Центр Транспортных Стратегий.

Цель визита – отследить работу по определению приоритетных коридоров автомобильных дорог, содействовать подготовке Плана логистических мероприятий и устранению препятствий в развитии автомобильной логистики в Украине. Для понимания практических ситуаций, с которыми сталкиваются участники отечественного логистического рынка, специалисты Всемирного банка встретились и провели скайп-конференцию с представителями одного из крупнейших украинских логистических операторов – группы компаний ZAMMLER.

Основной темой для обсуждения была проблематика международных перевозок, в частности – периодическое отсутствие разрешений на перевозку. Руководствуясь многолетним практическим опытом международных перевозок, Сергей Шелестюк, исполнительный директор ZAMMLER POLSKA SP. Z.O.O., отметил, что основной объем перевозок в / из Украины осуществляется именно украинскими перевозчиками. Из-за ряда факторов (состояние дорог, бюрократические преграды, тарифы на перевозку) далеко не все международные перевозчики стремятся работать на территории Украины. Во второй половине года, как правило, возникают проблемы с разрешениями на перевозку, причем даже на проезд транзитом. Чаще всего ценовую политику в такой период диктуют крупные предприятия, которые обладают книгами ЕКМТ (Европейская конференция министров транспорта – межправительственная организация, основанная в 1953 г., ЕKTM разрешение – что позволяет его владельцу совершать неограниченное и беспрепятственное количество перевозок грузов, поездок по территории стран, входящих в состав данного разрешения- авт.). Это существенно снижает конкуренцию на рынке и приводит к своеобразной монополии, соответствующим результатом является завышение цен по некоторым направлениям. К тому же, в распределении разрешений ЕКМТ и разовых разрешений есть риск коррупционной составляющей. Поэтому сейчас необходимо вести переговоры со странами Европейского Союза о частичной отмене разрешений для транзитных перевозок, а также – для двусторонних перевозок. Это станет выгодным как для ЕС, так и для Украины, поскольку приведет к повышению конкуренции и, как следствие, – улучшение качества предоставляемых услуг.

Другой актуальный вопрос – лицензирование перевозчиков. Представитель группы логистических компаний ZAMMLER, выражая позицию практикующего бизнеса, отметил нецелесообразность ведения дополнительного лицензирования для перевозчиков. «Это будет создавать дополнительные бюрократические преграды, которых сейчас и так немало. Необходимо вводить и усиливать контроль за выполнением уже действующих правил и законов, а именно – ПДД, ЕСТР (Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки) и т.д.

“На данный момент, отсутствует надлежащий контроль за ЕСТР, из-за чего водители часто работают по 18-20 часов в сутки. Это, в свою очередь, приводит к повышению аварийности. Так же нет и контроля весовых параметров автопоездов, как следствие – перегрузка транспорта и повреждения дорожного покрытия», – отметил Сергей Шелестюк.

Вместе с тем, как украинским, так и международным логистическим операторам и транспортным компаниям необходимо соответствовать мировым требованиям к качеству работы и ведения бизнеса. Например, соблюдение стандартов Международной организации по стандартизации (ISO) должно быть неотъемлемым условием функционирования компании, позиционирующей себя как надежного партнера на мировом рынке.

Еще два момента, которые требуют первоочередного решения для развития логистического бизнеса и отрасли в целом: таможенные операции и состояние дорог.

Ради существенного ускорения оформления импортного / экспортного груза и пересечения границы необходимо работать над упрощением таможенных операций и процедур. Сейчас процедура таможенного оформления слишком бюрократизирована и непрозрачна.

Относительно состояния украинских дорог, то здесь позиция бизнеса однозначна – от полного недовольства дорожным покрытием нужно переходить наконец к конкретным действиям. Важно определить автомобильные коридоры для приоритетного ремонта и развития, а также – развивать систему «платных дорог».

Также в рамках визита представителями Всемирного Банка проведены встречи с представителями Министерства инфраструктуры, Укравтодора, Государственной службы статистики и профессиональными ассоциациями автомобильных перевозчиков. По результатам переговоров, представители Всемирного банка предоставят рекомендации украинскому правительству по программе реформ для преодоления барьеров и повышения эффективности в сфере автомобильных перевозок.

ONLINE-Заявка