На этой неделе в украинской логистике наметились положительные сдвиги. Это еще не тенденция, говорят в группе компаний ZAMMLER, впрочем, обнадеживает. На пограничных пунктах пропуска уменьшились очереди — туда перевели таможенников из пунктов пропуска, которые закрылись (в частности речь идет о границах с Россией и Беларусью). Так что таможенные процедуры ускоряются. Из положительных новостей, по мнению экспертов — и разъяснение правительства по поводу предельного срока пребывания водителей коммерческих организаций за рубежом. Речь идет о 45 днях. Раньше говорили о 2 неделях, но этого срока для осуществления некоторых рейсов маловато. Например, если водитель отправляется в Португалию или Испанию. А дорога в Азербайджан вообще может занять месяц.
Участники логистического рынка сейчас активно обсуждают информацию о разблокировании портов — но пока о конкретных решениях правительства и сроках речь не идет. Сохраняется и дефицит водителей. Их не хватает, потому что многие мужчины служат в ТРО и ВСУ. Актуальным остается и дефицит горючего – оно начало появляться разве что на АЗС западной Украины, где плечо доставки из Европы короче. Это один из факторов, влияющих на стоимость логистики – она меняется в сторону увеличения чуть ли не каждый день.
Чтобы удешевить логистику, украинские и зарубежные компании используют следующий вариант: зарубежные перевозчики доставляют товар из Европы во Львов. А уже во Львове – его перегружают нашим перевозчикам. Так компании могут сэкономить 300–400 евро. Этот разрыв сформировался за счет дефицита международного транспорта: все стоит на границах и в портах, а внутри Украины есть свободные автомобили. Еще один способ экономии, набирающий популярность — это доставка сборных грузов. Потому что сейчас часто возникает необходимость отправить не целую партию, а половину или даже четверть. Ведь доставку целой партии, например из Польши, за 2-3 тысячи евро, заказчик оплатить не может. И тогда удобно консолидировать грузы разных отправителей в одном авто. По оценкам экспертов ZAMMLER GROUP, частично возобновился импорт. Средние и малые компании начали завозить грузы, крупные корпорации выжидают, пользуясь остатками на складах.
И еще несколько важных новостей рынка логистики, обсуждавшихся на этой неделе.
ЕС отменил в год все пошлины и квоты на экспорт из Украины.
Конвои или удар по Черноморскому флоту. Как Украине разблокировать порты?
Адриатические порты Хорватии могут предложить альтернативный маршрут для транспортировки зерна из Украины.
Литва упразднила проверку на соответствие экологическим нормам для украинских грузовиков.
Правительство объяснило, какие водители и на какой период могут выезжать за границу.