Поделиться
05-04-2017

Применение современных технологий на украинском рынке логистики

Виктор ШЕВЧЕНКО, Генеральный директор группы логистисческих компаний ZAMMLER 1. Чем применение технологий на украинском рынке логистики отличается от мирового опыта? Чем это обосновано?

Во-первых, как я уже говорил, это законодательное регулирование – для внедрения некоторых технологий у нас слишком несовершенное законодательство. Нужно убирать «пробелы». Во вторых, мы ментально по-другому воспринимаем новшества, нежели, например, европейцы или американцы. Нам нужно все проверить 101 раз: что все работает и мы ничем не рискуем, мы лучше подождем, посмотрим как это делают другие и через пару лет, возможно, рискнем. Учитывая то, что в мире очень быстро развиваются технологии, это динамичный беспрерывный процесс. Получается так – что для нас в новинку, то в мире уже давно работает, и мы оказываемся на несколько шагов позади. Украинскому рынку нужно ускоряться, ведь с нашим потенциалом, мы можем не «догонять» тренды, а задавать тон. Конечно, разница и в возможных объёмах инвестиций. Сейчас наша страна переживает не самые лучшие времена. Многие компании это почувствовали и выбрали позицию «хоть бы продержаться», не говоря уже о новшествах и инновациях. Различия можно перечислять долго – начиная от менталитета, заканчивая инфраструктурой. И эти различия будут всегда, их просто нужно знать и учитывать.

2. Футуристические идеи автономных автомобилей, доставки дронами, 3-D печать, роботизация и автоматизация процессов: как это применимо к нашим реалиям.

Технологизация затрагивает сейчас все бизнес-процессы без исключения. Мы живем во время очень стремительного развития технологий и для того, чтобы твой бизнес был успешным, нужно уметь вовремя реагировать, перестраиваться, «подхватывать» и внедрять новые подходы. Это касается всех сфер без исключения, и логистики в том числе. Следить за глобальными мировыми технологическими трендами и стремиться к их применению в своем бизнесе – это «маст хев» любого бизнеса. Как показывает статистика и исследования, именно внедрение технологий – один из самых эффективных методов повышения рентабельности бизнеса. Но здесь важно не просто внедрять, а внедрять разумно – учитывая все особенности нашей страны. Ведь то, что успешно работает, например, в Германии или в США, далеко не всегда с таким же успехом будет применимо в Украине. Например, использование дронов. Да, есть логистические компании из сегмента курьерской доставки, которые пробуют применять в своей работе доставку дронами. Да, круто, молодцы. Это делает доставку более оперативной, позволяет действовать независимо от ситуации на дороге и осуществлять доставку в труднодоступные места. Но нужно понимать, что грузоподъёмность дрона небольшая и, если его использование может быть целесообразно курьерскими службами и почтовиками и для определенной категории товаров, то для доставки крупногабаритных грузов, которыми оперирует ZAMMLER, такой вариант не подходит. Но самый главный момент – законодательный. Использование дронов в Украине никак не регулируется на государственном уровне. Как их внедрить в среду воздушного движения? И, если мы говорим о необходимости внедрений технологий, то и законодательная база должна быть для этого соответствующей. Та же ситуация с автономными автомобилями, которые не требуют участия водителя в процессе доставки. С одной стороны – хорошо, но, если говорить об Украине, то в ближайшее время вряд ли этот тренд «сработает» у нас. Достаточно только посмотреть на наши дороги. И, если роботизированный автомобиль, будет выбирать тот маршрут, который предлагает навигатор, то наш предприимчивый водитель может найти еще несколько вариантов пути. И таким образом ускорит процесс доставки. Возможно, более выгодными могут быть беспилотные грузовые самолеты и судна, работающие на автопилоте или управляемые дистанционно. Некоторые мировые компании уже инвестируют в этот тренд, так как видят экономическую выгоду. Где уж точно без автоматизации и роботизации невозможно двигаться дальше – так это в складской логистике. Новые технологии позволяют свести до минимума человеческий фактор, избегать ошибок, ускорять все процессы и, как результат, выводить бизнес на новый качественный уровень. Но пока на складах Амазон роботы упаковывают посылки, Украина внедряет «азы». И, могу сказать, что не всегда клиенты позитивно воспринимают новшества. Например, есть процессы, которые требуют интеграции складской системы оператора с системой клиента – не все на это соглашаются, все-таки речь идет об обмене конфиденциальной информации и это многих настораживает. Так что в процессе внедрения технологий нужно еще учитывать психологический момент – все новое, конечно, интересно, но это еще не значит, что любое новшество вызовет доверие и будет воспринято положительно. Плюс – все-таки не стоит забывать, что в стране кризис. Не все логистические операторы, понимая колоссальные затраты, которых требует внедрение тех или иных технологий, готовы сейчас идти именно этим путем.

3. Как применение технологий в логистике коснется людей?

Многим придется переориентироваться. В первую очередь – специалистам. Это будет очень непросто. Учитывая то, что сейчас в ВНЗ даже нет специальности «Логистика» (решением Кабмина её отменили в 2015 году). В этом случае возникнет вопрос – где брать профессионалов для работы с новыми технологиями в логистике. Сегодня студенты и с тем, что есть сейчас в отечественной логистике, не сильно знакомы, а о ноу-хау и говорить не приходиться. В лучшем случае, есть какие-то теоретические знания, но очень мало практики. И если они даже будут знать, например, как управлять роботом или дроном, то этого явно недостаточно – нужно знать как это применить в логистике и получить пользу для бизнеса. Плюс – нужен специально обученный персонал по обслуживанию инновационной техники: проводить диагностику, выявлять и устранять проблемы и др. Это один момент. Второй, более положительный – может значительно улучшиться качество сервиса работы логистических операторов. Точность, качество, оперативность – то, чего многим компаниям не хватает, и что можно устранить с помощью внедрения новых технологий.

ONLINE-Заявка для юридических лиц

X