С 29 июня между Украиной и Европейским союзом начало действовать Соглашение о грузовых перевозках автомобильным транспортом, которое украинские логисты и экспортеры называют «транспортным безвизом». Срок действия документа составляет один год с возможностью пролонгации.
Безвиз упразднил необходимость получения украинскими перевозчиками специальных разрешений для двусторонних и транзитных перевозок товаров в страны ЕС.
За такую возможность украинский бизнес боролся давно, ведь 95% экспорта и импорта между Украиной и странами Евросоюза – это работа автоперевозчиков.
Тем более что в последние годы ситуация ухудшилась – товарооборот с Евросоюзом вырос почти вдвое, тогда как разрешений не хватало. Дефицит сказывался и на стоимости услуг, а в итоге – на стоимости товара для конечного потребителя.
“Разрешения распределяли в январе и все начинали работать. Но еще до конца года все лимиты заканчивались. 80% разрешений по 13 странам не было уже по состоянию на 1 октября. И так – три года подряд,” – объясняет руководитель департамента международных автоперевозок группы логистических компании ZAMMLER Александр Кирилюк.
По данным Министерства инфраструктуры, потери украинской экономики от дефицита разрешений на пересечение границы начиная с 2018 года оценивались в 400-500 млн евро. Подписанное с ЕС соглашение позволяет решить эту проблему.
Кроме беспрепятственного пересечения границы, логистические компании называют еще несколько преимуществ “безвиза”. Ожидается возвращение в Украину крупных игроков рынка, ранее переносивших свой автопарк в Европу, чтобы не иметь проблем с разрешениями. Кроме того, украинский бизнес сможет планировать свою деятельность вперед, рационально использовать автопарк и избегать простоя.
Компании смогут уменьшить расходы, а значит, украинские товары на европейском рынке станут еще более конкурентоспособными.
Соглашение предусматривает и двусторонние перевозки, и транзит. Но либерализация не распространяется на перевозки внутри Европы:
“Водители украинских грузовиков получили право беспрепятственно ездить в определенную страну и возвращаться назад. А вот поехать, например, сначала в Чехию, а потом в Германию – нельзя. Поэтому это соглашение – еще не полная интеграция с европейским рынком”, – рассказал Александр Кирилюк.
Также транспортники надеются, что «безвиз» будет побуждать власти улучшать пограничную инфраструктуру и решать проблему «узкого горла», поскольку сейчас очереди на выезд составляют 5-7 дней, а на въезд в Украину — 3 дня. В течение года «транспортный безвиз» будет работать во временном режиме. Документ еще должен ратифицировать парламенты всех стран ЕС.