До войны через морские порты Украины, такие как Одесса, Николаев, Херсон и Мариуполь, на экспорт уходило 70% всех грузов.
Война кардинально изменила всю логистику. Первой ощутила на себе последствия российского вторжения авиаотрасль, дальше – остановились морские порты. Львиная часть внешней торговли страны переориентировалась на железнодорожное сообщение, а экспортные возможности Украины упали более чем на половину.
Однако компенсировать морские перевозки по железной дороге или автотранспорту невозможно.
Во-первых, это колоссальный объем. Для сравнения: из Китая один поезд может условно доставить 40 контейнеров, а корабль-контейнеровоз – 4000. Именно Китай в прошлом году занимал первое место в экспортно-импортных операциях Украины.
Во-вторых, проблема в железнодорожных путях. В Украине колеи широкие, в странах Запада – узкие. Поэтому украинские поезда могут передвигаться по Европе только с измененной колесной базой.
В-третьих, Украине не хватает водителей и грузовых автомобилей. Европейские водители в Украину не едут, потому что страховка не покрывает риски.
Отдельной проблемой являются пункты пересечения границы, где и до войны стояли очереди грузовиков. Они являются самыми слабыми местами в логистической цепи. Если весь поток товара, который ранее транспортировали по морю и воздуху, пойдет через эти пункты – будет коллапс.
Одним из возможных путей решения проблемы может стать строительство больших логистических хабов на стыках железнодорожных путей. А для аграрной продукции – сухих портов и элеваторов, где можно хранить и перегружать зерно.
Также логисты советуют открыть дополнительные пункты пересечения и перенести все таможенные формальности на внутреннюю таможню стран Европы. Это ускорило бы прохождение границы. Но для этого необходима двусторонняя работа Украины и соседних стран.