• укр
  • eng
  • pol
  • 中文
  • рус
Для людей с нарушением зрения
Для людей с нарушением зрения

«Таможенный безвиз»: новое для импортеров и экспортеров

1 октября в Украине начал действовать обновленный режим перемещения товаров на территорию Евросоюза и некоторых других стран, который пресса окрестила «таможенным безвизом». Соответствующий закон украинский парламент принял 30 августа. И теперь этот документ вступил в силу.

Украина присоединилась к конвенции о процедуре совместного транзита и упрощении формальностей в торговле товарами. И наши компании будут подключены к электронной системе The New Computerised Transit System (NCTS). Ею пользуются 36 стран, из них, в частности, страны ЕС.

В идеале теперь украинские предприниматели должны получить единые правила декларирования и контроля транзитных перемещений товаров и могут ввозить грузы из ЕС в Украину и наоборот без дополнительных переоформлений.

В чем плюсы и как это будет работать? NCTS – единственная, понятная для всех система. И благодаря этой системе нашим таможенникам будет легче отследить движение товара с точки загрузки. Ранее, например, при экспорте из Польши – вся история груза “терялась” на границе. И чтобы при необходимости выяснить какую-то информацию, украинские таможенники должны были давать запрос польским, и ждать ответа днями. Теперь такая необходимость отпала. 

На практике работа по внедрению “таможенного безвиза” началась, но есть определенные трудности.

Что с импортом?

По дороге в Украину на импортированный товар ранее оформляли 3 декларации. Первую делал отправитель – к границе с нашей страной. Вторую – получатель, от границы. Третья оформлялась уже при заезде на таможенный терминал.

Правда, большинство импортеров с началом войны работало по упрощенной процедуре, позволявшей ехать от границы напрямую к пункту выгрузки, без заезда на таможню. Такую возможность давала декларация типа ЕА – ее использовали на все товары, кроме подакцизных. В частности, и на товары, имеющие преференциальное происхождение: например, из ЕС, Грузии и Израиля.

С введением «таможенного безвиза», декларация типа ЕА на товары преференциального происхождения уже не действует. И это спровоцировало осложнения: появились очереди на заезд авто на терминалы; у импортеров возникли дополнительные расходы – например, оплата за стоянку.

Так, по данным ZAMMLER, на Львовской таможне очереди на заезд авто на терминал доходят до нескольких километров, а время ожидания оформления декларации превышает 24 часа. Там особенная нагрузка на таможню – и к границе ближе, и многие предприятия релокировались туда с востока страны.

Что с экспортом?

Ранее одну декларацию производил отправитель товара в Украине. И вторую – перевозчик во время прохождения границы (транзитную). Теперь транзитную декларацию, так называемую Т1, можно оформить еще до прибытия на границу. Но есть особенность – блокировка средств (блокируется сумма, эквивалентная таможенным платежам при импорте таких товаров). Альтернатива блокированию средств – финансовая гарантия, например, от банка (это отдельная платная услуга финучреждения).

И теперь экспортеры, как и импортеры, должны обязательно заезжать на таможенный терминал для опломбирования. Все будут стоять в одной колее, а время таможенного оформления будет напрямую зависеть от инспекторов. А их на всю Украину лишь 10 000 человек.

Важно понимать, что подключение к NCTS не отменяет необходимости оформления экспортных деклараций, все же это разные документы. Но внедрение новой системы позволяет украинским финансовым учреждениям оформлять гарантии на доставку груза (ранее эти гарантии оформляли не на территории Украины).

Теперь будем наблюдать за тем, как будет формироваться пул украинских банков и страховых компаний, какие гарантии будут обеспечивать. Причем это должны быть очень авторитетные банки. 

Представим ситуацию: в Польшу следует груз, стоимостью 60 000 евро. Приблизительно треть от стоимости, 20 000 евро – это налоги, которые за него нужно уплатить. И вот эти 20 000 и должны прогарантировать банк или страховая. Либо выдать специальный сертификат, либо обеспечить «живые» деньги — временно заблокированные в банке на счете. Пока товар не прибудет в пункт назначения. И это – один груз. Если таких грузов 10 – сумма гарантий возрастет до 200 000.

Поэтому теперь ключевой вопрос – сколько такая услуга будет стоить, например, украинским экспортерам? Если  слишком дорого — то будут обращаться в финучреждения за рубежом. Они тоже получили возможность предоставлять свои услуги в Украине на уровне с нашими игроками финансового рынка.

Времени, чтобы полноценно подготовиться к введению «таможенного безвиза», у экспортеров, импортеров, перевозчиков и банков немного. Ведь уже через 3 месяца, 3 февраля – все его нормы станут обязательными. В настоящее время таможенные брокеры просят отсрочить введение «таможенного безвиза» до победы, поскольку тогда грузы не будут сосредотачиваться в одном регионе. И работе таможенников не будут мешать «воздушные тревоги» — сейчас таможенники должны прерывать работу. А компании, привлеченные в перевозках, надеются, что в ближайшее время все наладится. И глобальные изменения не будут такими стрессовыми.

Подать заявку
Спасибо!

В ближайшее время наш специалист
свяжется с Вами

Познакомиться
Оставить отзыв